История нашей школы
Ещё в 17-18 в. пограничное население Красноярья и население Тывы обменивались товарами, а в 19 веке обмен перерос в торговлю. По тропам, которые шли через Саяны из Тывы, вывозили золото, пушнину, мясо. Троп было три и только одна из них действовала круглогодично. По ней сейчас и проходит Усинский тракт.
С начала 20 века в Тыву стали проникать и открывать свои лавки китайские торговцы. Вот здесь-то и забили тревогу наши купцы, потому как золото, пушнина, мясо — все это уплывало за границу. После очень долгих проволочек вопрос о строительстве дороги был решен положительно. В 1910 году приступили к работе. Прокладка дороги велась от Григорьевки до села Верхне-Усинское. А в 1912 году началось строительство Усинского тракта. Строили его около 1500 рабочих, среди которых было 20% политических ссыльных. Работы велись в очень тяжелых условиях. Из инструментов были только кирка и лопата. Каторжан к своим тачкам приковывали цепями, которые не снимали даже на ночь.
После февральской революции 1917 года, политические ссыльные получили амнистию, и строительство дороги было прекращено. Усинский тракт достраивался уже после революции хозяйственным способом. Первые автомобили по этой пошли дороге в 1927-1930 годах.
Поселок Арадан был основан в 1913 году. Но это был еще не поселок, а станция, обслуживавшая Усинский тракт. И лишь в 1932 году было построено здание школы. Согласно сохранившимся документам 50 лет назад в школе училось 107 учеников, на первом этаже был интернат, в котором жили дети из 13 окрестных станций. Постепенно все станции закрылись, потребность в интернате отпала, число учеников сократилось.
Район обслуживания школы: ст.Арадан, п.Буйба (38 км до школы), ст.Буйба (26 км), ст.Медвежья (20 км), Второй переход (25 км), п. Медвежий (27 км), Десятый километр (10 км), ст.Усть-Буйба, ст.Оленья, ст.Малая Оя, ст.Пограничная, ст.Кулумыс.